Респонденты, которые считают, что шлепки, подзатыльники и прочие методы физического воздействия на ребёнка допустимы только в крайних случаях (61%), уверены, что на это можно пойти лишь тогда, когда словесные объяснения не дали результата: «Ребёнок делает то, что вас злит, и делает это специально». Но при этом опрошенные отмечают, что к каждому ребёнку необходим индивидуальный подход, поскольку «для кого-то телесное наказание – психологическая травма, а для кого-то – пустяк: потёр ушибленное место и побежал дальше», «один на шлепок даже внимания не обратит, а другой посчитает за унижение».
30% наших соотечественников считают телесное наказание детей в принципе недопустимым. Они убеждены, что применение ремня или подзатыльников в отношении ребёнка, пусть и провинившегося, порождает лишь «негативную реакцию, страх, подавляет самостоятельность», «способствует развитию у ребёнка различных комплексов». Участники опроса уверены, что ребёнку «можно всё объяснить словами», «и лучше без крика». Повышение голоса на детей, а тем более применение к ним силы респонденты расценивают как несостоятельность родителя, его неумение завоевать авторитет у ребёнка другими способами.
Необходимым методом воспитания считают телесные наказания лишь 9% россиян. Некоторые из них считают, что такая мера допустима только в отношении мальчиков, другие руководствуются собственным опытом: «Нас же тоже шлёпали, и ничего... Выросли нормальными»; «На себе испытала – полезно».
Стоит отметить, что мужчин, считающих, что наказания – неотъемлемая часть воспитательного процесса, в два раза больше, чем женщин (12% против 6%). Неприемлемыми телесные наказания детей считают 34% женщин и 25% мужчин. Чаще других о пользе шлепка и подзатыльника говорили респонденты старше 50 лет, а наибольшее число тех, кто считает, что «такого быть не должно», наблюдается среди молодёжи до 20 лет. Интересно, что респонденты, у которых есть дети, чаще высказываются в пользу физических наказаний: необходимым методом воспитания их считают 10% (среди бездетных – 9%), а применять в исключительных случаях считают возможным 65% (среди тех, у кого нет детей, – 58%). Категорически против телесных наказаний 25% россиян, имеющих детей, тогда как среди бездетных – каждый третий (33%).
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 26 марта 2008 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1800 респондентов
Вопрос:
«Как Вы считаете, допустимы методы физического воздействия (шлепок, подзатыльник, ремень) как способ воспитания детей?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | |||||
муж | жен | до 19 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | 50 и старше | ||
да, это необходимый метод воспитания | 9% | 12% | 6% | 7% | 8% | 11% | 9% | 16% |
только в исключительных случаях | 61% | 63% | 60% | 54% | 62% | 63% | 60% | 54% |
нет, считаю телесное наказание в принципе недопустимым | 30% | 25% | 34% | 39% | 30% | 26% | 31% | 30% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Да, это необходимый метод воспитания» – 9%
«Только для мальчишек».
«Нас же тоже шлёпали, и ничего... Выросли нормальными».
«На себе испытала – полезно».
«В некоторых ситуациях это просто необходимо».
«Не шлепок, не подзатыльник, а именно ремень».
«Но только тогда, когда вы уже несколько раз объяснили устно, что ребёнок поступает плохо. И не следует защищать своего ребёнка, когда за хулиганство его наказывают или ругают другие взрослые, а если ребёнок прибегает жаловаться на обидчика, то ещё добавить».
«Раньше, когда у меня не было ребёнка, я считала, что можно обойтись без ремня. Меня так воспитывали, я была послушной. Но, оказывается, всё зависит от характера ребёнка. Моего сынулю просто необходимо шлепать по попке, только так ему можно что-то объяснить».
«Только в исключительных случаях» – 61%
«Если ребёнок не слушает, то можно».
«К сожалению, иногда слова не имеют воздействия на расшалившегося ребёнка. Приходится шлёпнуть по попке, чтобы образумился, пришёл в себя».
«Ремень недопустим, а остальное – по мере необходимости».
«Иногда этот метод кажется единственно возможным, однако он должен носить чисто символический характер. Нельзя бить ребенка, чтобы ему было больно».
«До 5 лет бить вредно, а с 5 до 7 включительно, когда ребёнок познает мир через непослушание, – полезно. Если его в этот период наказывать, то ему потом легче будет жить».
«Если ребёнку дать свободу действий, то скоро он сядет вам на шею».
«Порой шлепок по мягкому месту творит чудеса...»
«Нет, считаю телесное наказание в принципе недопустимым» – 30%
«А смысл в физическом наказании? Кроме озлобленности ничего не получишь».
«Метод физического воздействия вызывает негативную реакцию, порождает страх, подавляет самостоятельность и естественность в проявлении ребёнком своего «я».
«Телесное наказание недопустимо – это лишь показывает слабость родителя и его неспособность показать свой авторитет иначе».
«Можно всё объяснить словами...»
«Применение силы – это проявление слабости... и недостаток терпения!»
«Я считаю, что ребёнка нет смысла наказывать. До него нужно донести, в чём он не прав, в словесной форме, и лучше без крика».
«Это способствует развитию у ребёнка различных комплексов, а иногда приводит к замкнутости и неврозу...»
«Я категорически не приемлю методы физического воздействия как способ воспитания».